Что значит управление качеством и для чего оно нужно?
Бесплатная доставка
При заказе от 5000 руб
Возврат товара
В течении 14 дней
Телефон в Санкт-Петербург
8 (921) 912-03-74

Что такое управление качеством?

Чтобы постоянно поддерживать высокое качество предоставляемых услуг или выпускаемой продукции, необходимо организовать процесс управления качеством. Этим занимаются все на предприятии: от руководства до низших подразделений. При этом сегодня этот элемент менеджмента является одной из составляющих производства.

Определение понятия

Любое производство основано не только на переработке сырья и изготовлении конечного продукта, но и на таких понятиях, как планирование, учет, контроль, постоянная доставка сырья и комплектующих, ремонт оборудования и инженерных сетей, мотивация работников. Но чтобы говорить о высоких характеристиках изделий, надо обязательно вводить на объекте управление качеством, которое организуется на каждом этапе.

Объектом этого процесса является само производство. Субъектами – руководители каждого уровня.

Контроль качества

Как осуществляется процесс управления качеством

В каждой компании данный процесс проходит по-своему, но существует стандартная схема. Например, руководство взаимодействует с внешними факторами:

  • Изменилось налогообложение, стандартны и другие законодательные акты.
  • Начинают разрабатываться планы.
  • Изменяется политика производства.

Менеджеры среднего звена отвечают за соблюдение стандартов, которые им спускаются сверху. Они же контролируют все этапы производства, плюс – воздействуют на сам процесс изготовления продукции.

Таким образом, высший эшелон определяет стратегию, средний формирует оперативные, краткосрочные планы. Получается общее руководство управления качеством. И у него есть свои преимущества:

  • Высокое качество, которое фиксируется на всех уровнях.
  • Мотивация сотрудников, чтобы они повышали качественные характеристики продукции.
  • Сам технологический процесс должен быть гибким, чтобы быстро отреагировать на изменения стандартов.
  • Сертификация продукции.

Как управлять качеством

Здесь также есть несколько важных принципов:

  • Взаимодействие между всеми руководителями подразделений. Связи должны быть слаженными и четкими.
  • Системный подход в реализации управления качеством.
  • Разработка конечного продукта и его производство – два разных процесса. Они должны быть разграничены.
  • Система не должна брать на себя все функции по производству. Ее действие должно быть ограничено, чтобы не мешать другим подразделениям.

Как показывает опыт, главным в достижении цели является персонал, а затем уже оборудование и технологии. Поэтому важно организовать обучение по обеспечению качества, сформировать систему мотивации сотрудников, создать политику, в которой каждый работник компании ощущал, что именно от него зависит качество конечного результата.

Работники проверяют качество продукции

Методы управления качеством

Существует несколько методов управления качеством:

  • Административные методы. Это акты, которые относятся к категории «обязательных к исполнению». Сюда можно отнести приказы, директивы и прочие.
  • Технологические. Контроль за производством и конечным продуктом. Это автоматизация, компьютеризация и прочее.
  • Статистические. Сбор информации о продукции, о ее качестве и сравнение с предыдущими годами. На основе этого проводят усовершенствование системы управления.
  • Экономические. Здесь производят расчеты расходов мероприятий, связанных с повышением качества. Плюс – финансовые результаты от этого увеличения.
  • Психологические. Обусловлено это с внутренней моральной атмосферой внутри коллектива компании. Это в первую очередь дисциплина, далее – поощрения сотрудников, служебный рост и прочее.

Чтобы затраты на управление качеством увенчались успехом, надо подходить к этой системе комплексно. Необходимо совмещать методы, обозначенные выше.